?

Log in

No account? Create an account

Предупреждаем: в рассказе о неводной ловле текст, следующий за последним краеведческим абзацем, девушкам следует пропустить, не читая!..
Ходил в Галицкое озеро на чащевую. Одного русского выучил столько, что про уроки жизни и выловленную рыбу промолчу...

Чащевая - это ловля мелкой (частой, от того чащевая) ячейкой, с середины августа, конца нереста, и до первого льда. Способ этой ловли на озере не менялся с 1779 года, когда сосланные в Галич яицкие казаки привезли с собой невод.

Read more...Collapse )

В северном деревенском доме обычно пахнет печью - чуть кисловатый запах, который не спутаешь с костровым дымом. Еще тянет коровой и немного сеном, и это говорит о том, что дом живет, не заброшен.

Мы с господином Антоном starogitnosti посетили затерянный мир хуторов конца 19 - начала 20 века. После отмены крепостного права десятки тысяч безземельных крестьян из Вятской, Костромской и Вологодской губерний устремились на лесные неосвоенные пространства северо-востока Костромской губернии. К 1930-м годам там выросла целая цивилизация лесных хуторов - как в какой-нибудь Финляндии :)

Read more...Collapse )

В Москве стартовала акция «Модный ответ — санкциям нет!», в которой бесплатно можно обменять «западную» футболку на новую: патриотичную и модную. Акция проходит на Пушкинской площади и продлится до 6 октября.

Акция осуществляется при поддержке московского Комитета общественных связей.

Свое недовольство по поводу введения западных санкций теперь можно выражать не только словами, но и внешним видом. В центре Москвы теперь всем желающим будут производить обмен футболок с иностранной символикой на новую специально разработанную дизайнерами футболку, на которую нанесён патриотический принт.

Read more...Collapse )

Согласитесь, вас интересуют события в Украине. Но в Украине интересна даже не сама война, война – следствие агрессии. Интересен украинский национализм, который выглядит уникально на фоне всей остальной Европы. Так было всегда, хотя эта война еще больше усилила его. Как писал Лимонов (моветон цитировать его, но тем не менее, цитата из книжки про Другую Россию запала в память), «украинский национализм силён и зол». Со всей Европы съезжаются националисты в добровольческие украинские батальоны на войну. Украинский национализм, а особенно его включенность в государственный дискурс, это пример и идеал для европейских соратников.  Даже у славящихся своей жесткостью латышей уже пост-национальное общество, а у украинцев национализм не только крепкий, но и крепнет.

Чем вообще интересен такой национализм? Это привет из межвоенного времени. В общем-то, правильно называют его архаичным. Но сама идея единства, которая лежит в его основе, совсем не архаична, скорее вечна. Именно в те времена, чуть менее столетия назад, актуализировалась идея Единства Нации. Почему так произошло? Сама нация, конечно, не вечна, нации – это XIX-й – нач. ХХ-го века. Как возникли нации? Это очень интересно, ведь нации – деградировавшая форма социального коллектива. Почему деградировавшая?


«Хосе Ортега-и-Гассет, провозгласивший Восстание масс»

- Нация – это деградация

Read more...Collapse )

Часто приходится слышать, что Россия, мол, огромная, но все в ней одинаково. Ну есть Сибирь, есть Кавказ. Есть Урал. Есть Европейский Север. А от него и до Кавказа - все одно. Леса, поля, холмы, одинаковые люди, говорят одинаково, живут одинаково и пьют одну ее любимую. Вот там, у них, в Англии или в Италии - проехал 30 километров и говорят уже по другому, и дома по другому выглядят. Полная чушь, конечно.

Вот взять тверскую деревню Хребтово, что в Краснохолмском районе, километров 250 от Москвы. За нее сказать могу точно - у друзей там дача. Говорят там по карельски, а когда по русски, то вставляют странные карельские словечки; все там рыжие; избы у них не такие как у соседей.

Read more...Collapse )


Москве может оказаться больше лет, чем считается сейчас. «Состарить» мегаполис уже давно хочет главный столичный археолог Александр Векслер. С началом раскопок в Кремле этот план приобретает реальное воплощение, сообщает "Газета.ру".

Археологические раскопки будут вестись с целью обнаружения следов селения славян вятичей.



А там, где сейчас стоит Архангельский собор, археологи надеются найти остатки еще более древнего финно-угорского городища.

Но то, что населяли это поселение именно славяне вятичи под вопросом...
Read more...Collapse )
Этнокультурная история сельского населения Костромской земли до Золотоордынского времени
Выделяются два пути освоения Костромского Поволжья древнерусским сельским населением.
В первую очередь, это выходцы из «низовских» земель, то есть из земель Ростово Суздальского (Владимирского) княжества, в состав которого входит и Костромской край. Освоение проходило из бассейна р. Нерли Клязьминской и междуречья Нерли и Уводи.
Верховья последней, в свою очередь, близко подходят к истокам р. Солоницы, которая впадает в костромской отрезок р. Волги. Первый путь был восстановлен по компактным группам могильников.
Read more...Collapse )

ЗООМОРФНЫЕ УКРАШЕНИЯ КОСТРОМСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

Одной из разновидностей украшений финно-угорского сельского населения Костромского Поволжья позднего домонгольского и раннего золотоордынского времени были зооморфные украшения. Время бытования зооморфных украшений в землях Руси – более чем 500 лет.
Read more...Collapse )


"ЧУДЦА ЖИЛА ЗДЕСЬ ВСЕГДА". Этнокультурная история и народная традиция Костромской земли
Чудца - народное название местности и населения деревень Дьяконовской сельской администрации Буйского р-на Костромской обл. Особая репутация чудцы находит выражение в устойчивых стереотипах и речевых формулах, одна из которых – "страна чудес". Местные жители называют себя чудца белоглазая.


Самоназванию "чудца" может быть два объяснения. Первое – это обрусевшая группа автохтонного финно-угорского населения, известного пришедшим сюда христианам под именем "чудь...
Read more...Collapse )

Главный редактор Нижегородского новостного портала Ньюс-НН.ру и по совместительству краевед и путешественница Юлия Сухонина на страницах журнала Holiday-Trips.ru рассказывает о мерянском сакруме Костромской земли:

В мерянской костромской синеглазой тайге, в редеющем хороводе мертвых деревень стоит "град Китеж наоборот". Наоборот потому, что если бы утоп - легенды бы сложили и туристов возили. А раз не утоп - то Зажопинск и дыра, куда черемисы-то с набегами редко заглядывали - страшно им было. Железная дорога тоже обошла Кологрив, хоть там уже и вокзал готовый был. И прогресс оттуда сбежал, хоть люди живут там умные и добрые. Так и застыл городок-сиротка Кологрив в каком-то безвременьи, один в той тайге с сундуком своих сказок и легенд. Если не считать, конечно, светлоглазое население, мерянских богов и снежного человека.

От Нижнего Новгорода до Кологрива около 500 км не самой лучшей дороги. Но мы гостили в Кикнурском районе Кировской области и поехали оттуда, сократив себе путь всего на какую-то сотню километров и усложнив маршрут посещением Княжей пустыни - остаткам монастыря среди глухой тайги на месте древнего мерянского капища.

Read more...Collapse )

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel